КЛЮЧЕВЫЕ НАВЫКИ:
Процесс коммуникации с вашим учеником является фундаментом для осуществления эффективного наставничества. Это частично вопрос навыков, частично – отношения. Эксперт по поведению человека Альберт Миробьян утверждает, что 55% нашей коммуникации – невербальная, 38% — интонация голоса и только 7 % — лингвистическая.
Если это так, то отсюда вытекают основные навыки, необходимые для коучинга:
— знание языка движений;
— умение слушать и наблюдать;
— умение задавать вопросы.
Язык движений.
Язык движений – это выражение лица, жесты, поза, взгляд. Движение тела – все это посылает сообщения.
Внизу описаны ключевые невербальные знаки:
— эмпатия может быть продемонстрирована улыбкой, открытыми или позитивными жестами, тем что человек сидит или стоит близко, покачивает головой и т.д.,
— защита или недоверие показывает человек, который скрестил ноги по направлению к вам, доверие – ноги скрещены по направлению от вас,
— о злости или агрессии говорит напряженное тело, напряженная поза, постукивание пальцем или ногой, плотно скрещенные руки, сверлящий взгляд,
— нервозность обнаруживают взгляды вниз, рука, прикрывающая рот или частые касания лица, перемещение веса и т.д.
Умение слушать и наблюдать.
Несколько рекомендаций:
— Показывайте свою заинтересованность: поддерживайте контакт глаз и приветливое выражение лица;
— Следите за тоном голоса. Иногда то, что вы сказали менее важно, чем то, как вы это сказали;
— Ободряйте рассказчика «м-м», «да», «понятно» и т.д.;
— Показывайте свои чувства, выражающие симпатию;
— Не воспринимайте все на свой счет и не защищайтесь в ответ;
— Делайте заметки. Не всегда можно полагаться на свою память;
— Если ситуация сложная, переспросите;
— Не спешите сделать вывод или дать совет, который не необходим;
— Не спорьте и не перебивайте;
— Помните пословицу: «Бог дал вам два глаза, чтобы смотреть, два уха, чтобы слушать и только один рот, чтобы говорить».
Умение задавать вопросы.
Важность этого навыка для наставничества переоценить невозможно. На начальной стадии обучения вопросы нужны, в основном, чтобы проверить, насколько человек вас понял. Чем ближе вы продвигаетесь к саморазвитию ученика, тем более важным становится искусство задавать вопросы. В этом случае на вопросы возлагается две обязанности: пробудить самосознание ученика и катализировать процесс самообразования.
Обратная связь при коучинге
— намеренное сообщение другому человеку о тех его действиях, которые ведут к достижению цели и о тех, которые приводят к результатам, не соответствующим целям организации.
Функции обратной связи:
поддержание и поощрение действий, ведущих к успеху и дающих нужный результат;
изменение неэффективного поведения.
Формула обратной связи Т. Рассела
1. Дайте сотруднику увидеть, что он сделал;
2. Покажите ему последствия этого поведения;
3. Наметьте вместе с ним дальнейшие действия по изменению поведения.
ДЕЛАЙТЕ
— будьте готовы внятно объяснить, для чего вы задали этот вопрос;
— работайте усердно для создания непринужденной обстановки;
— старайтесь задавать понятные, точные и специфические вопросы;
— испытываться ученика, если это надо, употребляйте вопросы типа «это все?», «все ли мы учли?»
— придавайте ответу значительность; небольшая пауза перед ответом свидетельствует, что вы это уже сделали;
— развивайте самосознание вопросами типа: «что ты чувствовал, когда это делал?», «как ты думаешь, когда твоя работа начала улучшаться и с чего?».
НЕ ДЕЛАЙТЕ
— не бойтесь помолчать это может смутить человека. В тоже время он может нуждаться в том, чтобы рассказать еще что-то;
— не задавайте слишком широкие вопросы; они вряд ли будут поняты так, как вы того хотите;
— не задавайте лидирующие и загружающие вопросы; они скорее демонстрируют вас, чем помогают процессу;
— не задавайте провокационные вопросы; они могут демотивировать;
— не употребляйте сложный непонятный язык или жаргон;
— не делайте поспешных заключений;
— не задавайте вопросы, которые интересны, но могут помешать достичь цели или увести в сторону.
Оценка результатов.
Многие коучи путают наблюдение (мониторинг) и оценку.
Мониторинг – это регулярная оценка процесса реализации Плана личного развития сотрудника. Оценка — это обзор Плана личного развития сотрудника сразу же после его окончательного выполнения. Это одноразовая деятельность, которую коуч и его ученики осуществляют совместно.
Ключевые вопросы здесь следующие:
Достигнуты ли цели развития?
Работали ли различные компоненты ПЛР в тех в направлениях, для которых они были разработаны?
Какие были сделаны изменения в ПЛР и почему?
Был ли ПЛР рентабельным?
Появились ли неожиданные результаты?
Чтобы вы сделали по другому, в следующий раз?
Нужен ли новый План личного развития для дальнейшего усовершенствования профессиональных навыков?
Очевидно, что если на последний вопрос получен положительный ответ (что, вероятно, будет случаться, так как профессионализм постоянно нуждается в улучшении), то необходимо заново запускать весь процесс коучинга.
|
Нет комментариев »
RSS
Добавить комментарий