Излагаемая ниже концепция не является результатом научных исследований и не проходила эмпирической верификации. С одной стороны это совокупность тривиальных соображений, с другой она неизменно воспринималась клиентами как несущая полезную для них информацию, а для некоторых являлась откровением. Мы применяли указанную концепцию в качестве инструмента психотерапевтической работы приблизительно в 70% случаев психологического консультирования женщин с проблемами личной жизни и в 30% случаев работы с аналогичными проблемами у мужчин.
Концепции такого рода мы называем инструментальными. Главная ценность их состоит отнюдь не в том, что они правильно описывают явление. Они являются удобными инструментами анализа и организации работы с консультируемым, позволяют переход к эффективному целеполаганию и тренингу. Если признаками хорошей теории являются простота, объяснительная и предсказательная силы, то рассматриваемая в качестве этой теории «пирамида» отвечает всем трем указанным критериям и, следовательно, является достаточно хорошей теорией. Как и многие психотерапевтические инструменты она заведомо упрощена, а ее отдельные положения изложены более выпукло, чем они представлены в действительности. Основные положения указанной концепции были развиты Г.В.Гальдиновым, которого мы считаем автором указанной концепции.
Поскольку данная концепция является инструментальной, необходимо заранее определить класс ситуаций у клиентов, изложение которым концепции указанной пирамиды актуально. Прежде всего это клиенты с выраженной проблемой одиночества, затруднений в организации общения с лицами противоположного пола. Второй класс клиентов, к которым актуально применение указанного концептуального приема – клиенты, «зацикленные» на неудачной любви, не способные выйти из зависимости от другого человека. Третий класс клиентов — это клиенты с дефицитом межполового общения в результате несбалансированной семейной жизни. И, наконец, применение данной концепции справедливо для клиентов, испытывающих затруднение в преодолении барьеров перехода к реальным сексуальным отношениям.
Отношения с лицами противоположного пола подразделяются на:
Приятельские – совместное времяпрепровождение, обмен информацией и мелкими услугами, партнерство в отдыхе и посещение мест досуга, учебы, работы.
Дружеские – взаимное понимание, принятие, доверие и взаимная обязанность в помощи советом, делом, ресурсами в критических ситуациях.
Интимно-эротические – сексуальное напряжение, волнение, неравнодушие, кокетство, флирт, ухаживание, знаки внимания, ласки, отношения кавалера и барышни, страстные отношения.
Сексуальные – секс, физиологическая разрядка, реальный физиологический контакт, физическая близость.
Любовные – признание партнера уникальным и прекрасным, желание постоянного общения и ненасыщаемость этого желания, ощущение счастья от взаимности отношений, желание сексуального общения и совместного экстаза в сексуальных отношениях. Желание иметь совместных детей.
Супружеские – родовые отношения, в которых люди выполняют миссию своего поколения. Это принятие от предшествующих поколений опыта и имущества, рождение и воспитание детей, формирование семейного имущества и уникальных семейных ценностей, передача последующим поколениям опыта и имущества.Указанные отношения в человеческой жизни в целом и на каждый актуальный момент жизни представляют собой пирамиду. Приятелей в течение жизни может быть несколько сотен. Не все приятели становятся друзьями. Не со всеми друзьями мы проходим фазу интимно-эротических отношений. Не со всеми, к кому испытываем интимно-эротические чувства, вступаем в реальную сексуальную связь. Не со всеми, с кем спим, любим друг друга. Что касается супружеских отношений, то в норме их за жизнь одно – два, три – уже редкость, четыре – больше похоже на патологию. Желательно, чтобы отношения более высокого уровня как матрешка включали в себя отношения более низкого. Желательно, чтобы с другом можно было с интересом общаться, кавалеру или объекту ухаживания – доверять, к сексуальному партнеру испытывать чувство эротического притяжения, с любимым человеком иметь реальные сексуальные отношения, а с супругом – любовные.Если у человека заполнена пирамида общения, то он не испытывает дефицита в общении, он независим и свободен в общении, у него всегда есть достаточная и оправданная альтернатива, он не страдает ни от одиночества, ни от сумбурности и неупорядоченности общения.
Какие дефекты бывают у людей в организации пирамиды общения?
Если посмотреть объективно, «снаружи», то очень часто у человека отсутствуют, проваливаются некоторые этажи пирамиды. Иногда пирамида представляет собой трапецию, например, — есть друзья, но нет интимных друзей, сексуальных партнеров, любви и супружества. Иногда отсутствуют средние этажи пирамиды, например, — сексуальные партнеры рекрутируются из приятелей и страдают отношения доверия и обязательности. Иногда вместо пирамиды в структуре общения у человека «столбик», т.е. один человек выступает в качестве и единственного друга, и единственного сексуального партнера и любимого, и кандидата в супруги или супруга.
Если посмотреть изнутри, т.е. с точки зрения того, как сам человек пытается строить свою пирамиду общения, то часто можно видеть, что он путает или неправильно применяет критерии рекрутирования партнеров на различных этапах общения. Например, очень часто и женщины, и мужчины благосклонно относятся к завязыванию приятельских отношений только с теми партнерами, которые для них приемлемы как сексуальные.
Не смотря на то, что, разумеется, в отношениях каждого рода есть своя специфика, умение строить отношения с лицами противоположного пола – очень важное обобщенное, генерализованное умение. Это значит, что человек в целом или умеет, или не умеет строить эти отношения. Отсюда вывод, что если тренировать эти отношения на нижнем, приятельском уровне, то это может оказаться весьма полезным для организации общения в целом.
Концепция пирамиды общения помогает решить следующие задачи в работе с клиентом:
- Она заменяет атомарный, генерализованный, нерасчлененный подход к проблеме организации общения с лицами противоположного пола на ряд последовательных задач, имеющих общую структуру и технологию.
- Она устанавливает символическое единство различных форм общения как этапов единого процесса, что особенно важно в задачах тренинга.
- Она помогает дать простую трактовку индивидуальных различий в поведении мужчины и женщины в межполовом общении и объяснить типичные ошибки в организации межполового общения.
Каковы основные различия в поведении мужчины и женщины в построении пирамиды общения?
В обществе существует представление об идеальных отношениях мужчины и женщины, в которых мужчина проявляет опытность, интеллект, знание жизни, владение жизненными обстоятельствами, а женщина является чувствительной, ранимой, не приспособленной к жизни, трепетной, ожидающей защиты со стороны мужчины. Фактически эти представления явились официальной идеологией того периода нашей истории, когда мужчина, пользуясь физической силой захватил власть, имущество и самих женщин. Указанные представления фактически оправдывают и узаконивают якобы господствующее положение мужчины. Но фактически и в этом историческом периоде этот идеал абсолютно не соответствует действительности. Более того, он, как и любой идеал, отражает действительность с точностью до наоборот.
Философские, биологические и психологические исследования показывают, что мужчина, безусловно, обладает большим ресурсом. Он больше ест, у него больше объем легких, он выше ростом, снабжен более мощным опорно-двигательным аппаратом. Он более толстокож, непробиваем, менее чувствителен к боли. В целом можно сказать, что он более приспособлен биологически к основному для него аффектотипу – стремлению к борьбе. В соответствии с этим стремлением у него более высокие пороги болевой чувствительности, более контрастная и категоричная картина мира, его дистантные рецепторы дают ему больше информации, чем контактные. Картина мира у него более контрастная и примитивная, т.е. он делит людей или на друзей, или на врагов. С чем и за что борется самец в животном мире? Он борется за территорию, которую охраняет от других самцов, за самок, борется с представителями других видов.
В человеческом обществе стремление к борьбе проявляется в стремлении к лидерству, к господству и наиболее реализовано в так называемом холерическом темпераменте.
В отличие от мужчины женщина основным аффектотипом имеет стремление к обереганию, что отражается во всех ее биологических и психологических характеристиках. Она имеет низкие пороги болевой чувствительности, ранима, чувствительна и избирательна до прихотливости (особенно в период беременности). Картина мира у нее подробная. В ней особое значение имеют не только главные черты, но и мельчайшие подробности и оттенки. Контактные рецепторы для нее важнее, чем дистантные. Чуткость и чувствительность являются для нее основой для деятельности по обереганию. Кого и что оберегает самка? Себя для периода половозрелости, себя от связи со случайным, некачественным самцом, себя в период беременности, детенышей, самца, стадо, род.
В человеческом поведении стремление к обереганию проявляется в стремлении к идеальному, к стремлению к гештальтным, совершенным формам, в нравственно-эстетической чувствительности, в стремлении к чувству меры, уместности и справедливости. Мужчина пытается преодолеть обстоятельства, женщина их тонко оценивает и учитывает. Женщина более организована в этом мире и, больше страдая от его несовершенства, быстрее приспосабливается к неблагоприятным условиям.
Можно видеть, что действительное соотношение сил между мужчиной и женщиной в этом мире прямо противоположно господствующим в обществе представлениям. При этом, чем более развито общество, более прогрессивно, тем больше это несоответствие. Мужчина, не смотря на свою энергетическую и ресурсную оснащенность, более раним и хрупок и чаще психологически, карьерно, жизненно ломается. Выглядящая слабой женщина точнее приспосабливается к жизни, более соответствует современным общественным требованиям, легче переносит сложности организации жизни, более смела, предприимчива и успешна.
Нетрудно видеть, что среди мужчин в 10 раз больше уголовных преступников, чем среди женщин. Одинокий мужчина даже с высоким уровнем дохода – потенциальный бомж и неустроенный человек. Одинокая женщина, даже остающаяся с ребенком, практически всегда имеет собственное обустроенное хозяйство и самостоятельна. Таким образом, легенда о силе и устойчивости мужчин и слабости и хрупкости женщин является красивой легендой, дезориентирующей как мужчин, так и женщин.
Тем ни менее, Господь Бог, или природа, устроили таким образом, что мужчина и женщина в жизни взаимодополнительны. Можно сказать, что мужчина умеет жить, но не знает, зачем, а женщина не имеет сил переустроить общество и свою жизнь, но знает, как и зачем их переустраивать. Мужчина черпает в женщине силы, а женщина видит в мужчине мотив, источник и смысл собственных усилий.
Как организована эта взаимосвязь? Учитывая, что она чрезвычайно важна для человека, она естественно должна быть закреплена на генетическом уровне и надежно обеспечена. Происходит это достаточно просто. Если мужчина своими активными действиями, инициативой вызывает в глазах значимой для него женщины восхищение или позитивное изумление, то он чувствует и понимает, что совершил значимый и правильный поступок, проникается ощущением удачи, собственной значимости, вдохновляется, у него «вырастают крылья за спиной». Если он проявляет активность, но не видит в глазах женщины восхищения, то он начинает методом проб и ошибок пытаться «попасть в точку» в соседних областях. Если он видит в глазах женщины равнодушие – он прекращает усилия и ищет другую значимую для него женщину, которая более успешно подскажет, что ему делать. Если мужчина получает отрицательную оценку в глазах женщины – это для него является мощным стрессом, требует у него пересмотра Я-концепции, ревизии значительной части его деятельности. Вообще, отрицательная оценка в глазах женщины, опасность неодобрения с ее стороны, разочарования им – слишком сильные отрицательные стимулы, и мужчина в силу собственной психологической хрупкости в отношениях с женщинами чаще всего трус, и проявляет активность только тогда и там, где он гарантирован, что отрицательной оценки не будет.
Таким образом, в руках женщины всегда есть пряник (восхищение) и кнут (разочарование, отвержение), которыми она может очень эффективно управлять мужчинами.
Женщина, подбирая себе мужчину, который будет ее избранником, или круг мужчин, который будет ориентироваться на ее оценку, овладевает достающимися ей в управление ресурсами. Влияние женщины неофициально, замалчивается обществом и отрицается мужчинами, но оно огромно (если успешно). Женщина, избравшая себе ресурс, несоответствующий ее потенциалу, разочарована в жизни, поскольку не находит точек приложения своей женской природы. Женщина, выбравшая избранником человека с непонятным ей ресурсом, поступает с мужчинами как Сусанин с поляками, пытается приспособить его к собственным оценкам и представлениям и переходит от свойственного женщинам «тонкого управления» к попыткам прямого управления, что неэффективно, несостоятельно и не может быть основой счастья, поскольку счастье женщины состоит в умении управлять тем, что она не понимает и чем она восхищается.
Кто влиятельнее в организации этих отношений? Без всяких для этого научных оснований, я рассказываю сказку, что мужчина 90 % своей энергии тратит на работу с внешним миром, и только 10 % — на организацию отношений. Женщина же наоборот: 70% энергии тратит на организацию отношений, и только 30% — на работу с внешним миром. Таким образом, женщина в 7 раз влиятельнее мужчины в организации их взаимоотношений, и мужчине остается только внимательнее выбирать, какая из женщин будет на него влиять.
В качестве примера эффективно приводить пасторальную картину мужчины, уходящего на охоту, и женщины, ожидающей его в пещере. Если это – прекрасная и умелая женщина, то мужчины соревнуются за право приходить к ней после охоты, и лучший охотник приносит ей с охоты хобот мамонта. При этом это не обязательно самый физически сильный охотник, но это мужчина, вдохновленный своей женщиной на великие подвиги и предвкушающий восхищение, которое он увидит в ее глазах. Этот охотник если не понимает, то чувствует, что если он не будет приносить этой женщине хобот мамонта, то его ей принесут другие, и козочкой тут не обойдешься.
Что делает прекрасная женщина, если охотник ей приносит не хобот мамонта, а козочку? Она очень вкусно готовит эту козочку и приветливо и ласково угощает мужчину, в ее глазах можно даже как бы прочесть и восхищение, но оно умеренное. Что делает женщина, если мужчина второй раз приносит козочку? Она угощает его хоботом мамонта, и ему остается гадать, из каких это запасов? Что делает женщина, если мужчина приносит не козочку, а рыбу? Она предлагает отнести эту рыбу бедной соседке, поскольку ее дети голодают.
В системе тонкого управления мужчиной женщине запрещены отрицательные, негативные реакции и попытки прямого управления мужчиной. Она не должна самолично интересоваться тем, что происходит на охоте, и, тем более, советовать и помогать ему в мужских делах.
|
Авторы:Марьяненко А.П., Гальдинов Г.В
Источник: proconsul-erg.ru
|
Нет комментариев »
RSS
Добавить комментарий