Гуны
«Бог пребывает в сердце всех существ, вращая все, как на гончарном круге, Майей трех гун.» Бхагават Гита Всем кто практикует Йогу, Тантру и т.д. известны три гуны: Саттва, Раджас , Тамас — качества, свойства в широком понимании этого слова. Они олицетворяют природу в различных проявлениях. Буду краток..)))) Саттва — несет состояние благости, Раджас — страсть, Тамас — невежество. Эти три гуны обуславливают все наше непростое (или простое) бытие: судьбу, семью, воспитание, вкусы и предпочтения, месячный размер зарплаты, темперамент, друзей и т.д. С развитием осознания своей природы, человек начинает распознавать какая гуна преобладает, каких качеств той или иной гуны не достает. Традиционно считается что путь Садханы (Духовного пути, практики, развития) — это путь из более невежественаного состояния ( Тамаса) в чистое и благостное состояние ( Саттва) . И при этом в практике есть некоторые ньюансы. Например, Гуна Саттвы — (изначально это состояние чистого покоя, равновесия) можно спутать с состоянием Тамаса (тоже покой, только он в этой гуне доминирует как лень), и если достаточно самолюбия и гордыни, то можно в этом болоте прибывать достаточно продолжительное время . Поэтому больше вероятности выйти в Саттву из Раджаса (гуна страсти, действия), преодолев Тамас. Тогда таже страсть которая преобладает в Раджасе преображается в действие, наполненное покоем и блаженством. Но путь не заканчивается на том, что достигается Гуна Саттвы. В начале двадцатого века Шри Ауробиндо в Труде «Йогическая Садхана» описал свое видение Садханы (пути, практики). Хотелось отметить строки: «Будучи совершенно беспристрастны, вы обретете либо совершенный покой, либо совершенную радость, чистое наслаждение. Совершенный покой – это негативная форма духовной радости, Ананды; им обладают те, кто остается в бескачественном Абсолюте (Ниргуна Брахмане). Чистое наслаждение –– это позитивная форма Ананды; им обладают те, кто остается в бесконечном сверхкачественном Абсолюте (Тригунатита Ананта Брахмане). Вы можете обладать обоими, и лучше обладать обоими. Бог, который наслаждается миром, испытывает чистое наслаждение, основанное на совершенном покое. » Здесь описаны несколько стадий просветления. Ниргуна Брахман — это Нирвана. А вот Тригунатита Ананта Брахман — это когда Садху( практикующий ) преодолевает Три гуны, т.е. становится за пределам их влияния, необусловлен. И еще Можно отметить несколько высказываний про гуны из труда «Йога и её цели»: «Не только Пуруша, оставаясь отстраненным, будет trigunatita (тригунатита), вне трех гун, но и Пракрити, использующая гуны, не будет зависеть от них. Саттва, насколько нам известно, растворится, превратившись в чистую prakasa (пракаша) и jyoti (джьёти), и природа будет жить в чистом, свободном и бесконечном самосущем озарении. Тамас, насколько нам известно, преобразуется в чистую sama (шама) или santi (шанти), и природа * обретет прочное основание в бесконечном и невыразимом мире и покое. Раджас, насколько нам известно, преобразуется в чистый tapas (тапас), и природа * вольется в свободный и бесконечный океан божественной силы. Действие, основанное на таком покое, пронизанное светом небесных сфер (оn that foundation of calm and in that hеаvеn of light), будет спонтанным объективным выражением Божественного знания, единым с Божественной волей. Это и есть то состояние бесконечности, anantya (анантья), в котором борьба связанных и ограниченных саттвы, раджаса и тамаса уступает место мощной гармонии prakasa, tapas и sama. И даже прежде чем вы достигнете этого состояния, [находясь] на пути к нему, вы обнаружите, что некая могущественная сила, не принадлежащая вам и существующая вне вашего тела, но при этом владеющая им и наполняющая его, думает за вас, чувствует за вас, действует за вас, и само ваше тело, равно как и ум, и сердце, движимы этой силой, а вовсе не вами. Вы будете наслаждаться этими мыслью, чувством, действием, но ни вы не будете обладать ими, ни они — вами: karmani praviliyante (кармани правилиянте), Ваши действия будут проходить, не оставляя в вас ни следа, ни отпечатка, как волна исчезает с поверхности моря, как вода стекает с листка лотоса.» Вполне возможно язык Шри Ауробиндо может показаться сложным для понимания. Тем не менее, если внимательно прочитать и прочувствовать его текст, то в данном отрезке можно обнаружить путь тантра. А именно путь преображения трех гун в инные состояния. Итак: Саттва — преобразуется в Пракаша (Озарение), Джьёти — Свет. Раджас — преобразуется в Тапас — духовный огонь. Тамас — преобразуется в Шанти — Тишина.
|
Рубрики: Тантра, Твой взгляд
|
Нет комментариев »
RSS
Добавить комментарий