Этот обзор посвящен восприятию информации (метапрограммам), а так особенностям работы с различными типами метапрограмм в ходе тренинга или обучения.
Метапрограмма: Приближение / удаление.
Эта программа основана на определение ценностей обучающихся, то есть, почему что-либо является для них важным. Ценности могут быть связаны с чем-то привлекательным, полезным и приятным, или, наоборот, — с тем, чего нужно избегать ввиду возможной неудачи или угрозы наказания.
Приближение.
Общая картина. Обучающиеся, которые хотят пройти тренинг. Задают вопросы, пытаются лидировать в группе и не всегда признают, что остальные не во всех случаях следуют за ними.
Как их определить:
— говорят от имени «я»;
— точно знают, чего они хотят от тренинга;
— говорят за других;
— много читают;
— не могут долго сидеть в одной позе;
— используют такие фразы, как «давайте сделаем это», «давайте займемся этим», «давайте двигаться дальше»;
— говорят о достижениях, выгоде и т. Д.
Как им помочь.
— работайте с их целями и планами;
— покажите, как им поможет то, что вы делаете;
— покажите, как им поможет тренинг;
— используйте стимулы;
— устраняйте препятствия и их пути.
Удаление.
Общая картина. Обучающиеся, которые ждут, когда другие начнут задавать вопросы или действовать (если не могут задавать действительно трудный вопрос). Склонно подробно анализировать информацию, а не предпринимать что-либо, пользуясь ею. Они не любят выполнять групповые упражнения (если при этом нельзя отдалится от тренера).
Как их определить.
— говорят о тренинге, как о чем-то происходящим с ним;
— много говорят о проблемах и о том, чего нужно избегать;
— используют незаконченные предложения;
— употребляют в основном пассивный язык;
— хотят понять все о теории;
— ищут противоположные примеры;
— точно знают, чего они не хотят или не могут использовать из предлагаемого на тренинге;
— сидят относительно неподвижно и отличаются длительными периодами пассивности.
Как им помочь.
— используйте такие слова и фразы, как «решать», «предотвращать», «не будет никаких проблем»;
— точно установите, чего они хотят и не хотят от тренинга;
— прогнозируйте любые потенциально проблемные области;
— продемонстрируйте им, что вы их понимаете и можете помочь;
— помогите им определить цели;
Примечание. Используйте две крайности каждом паттерне метапрограммы, существует также и нечто среднее. Полный паттерн для приближения и удаления такой:
— приближение;
— приближение с удалением;
— приближение и удаление в равной степени;
— удаление с приближением;
— удаление;
Этот критерий ко всем остальным паттернам метапрограммы.
Метапрограмма: Возможность / необходимость.
Эта метапрограмма основана на количественной оценке выбранных обучающимся вариантов. Какова причина такого поведения?
Возможность.
Общая картина. Обучающиеся наполнены єэнтузиазмом, им нравится делать что-нибудь новое, они стремятся к незнакомым ситуациям и трудностям и часто что-то меняют, даже то, что еще «работает».
Как их определить:
— говорят тренеру о том, что они хотят делать;
— задавать вопросы в письменной форме;
— полагают, что они контролируют себя;
— интересуются новыми возможностями;
— любят новый материал;
— используют такие слова и фразы, как «надеюсь», «желаю», «хочу», «возможность», «могу сделать»;
— говорят о действиях;
— сосредоточены на будущем;
Как им помочь.
— предлагайте новый материал / взгляд;
— помогите увидеть возможность для роста и / или изменения;
— помогите им увидеть, как они могут использовать то, чему учатся;
— не заставляйте их жестко следовать инструкциям;
— используйте такие слова, как «новый», «различный», «выбор», «варианты», «возможности», «альтернативы».
Необходимость.
Общая картина. Обучающиеся, которые посещают тренинг, потому что у них нет другого выхода. Они больше заботятся о выражении или сокращении «ущерба», чем о том, чтобы извлечь что-нибудь полезное из тренинга. Предпочитают традиционные пути обучения и придерживают того, что проверено и безопасно.
Как их определить:
— замкнуть в своей невербальной коммуникации;
— сидят, ничего не делая, и наблюдают за происходящим;
— могут «исследовать свои побуждения»;
— постоянно все обдумывают;
— молчаливы или задают слишком много вопросов по новой теме или информации;
— используют такие слова, как «должен», «вынужден», «обязан»;
— демонстрируют неспособность контролировать свою жизнь;
— избегают ситуации выбора.
Как им помочь:
— проявляйте уважение к их знаниям;
— проявляйте уважение к их взглядам;
— подробно объясняйте все новое;
— объясняйте упражнения структурировано и систематически;
— сообщайте им конкретные достигнутые результаты обучения;
— используйте такие слова и фразы, как «доказано», «известный», точный», «правильный способ».
Метапрограмма: Сам / другие.
Эта метапрограмма основана на том, замечает ли обучающийся поведение других участников или настроен только на себя.
Сам.
Общая картина: Поглощенные собой, сосредоточены на собственных чувствах и мыслях. Часто кажется, что они озабочены и не обращают внимания на других обучающихся.
Как их определить:
— склонны не показывать, эмоции;
— отмечают лишь то, что сказано, не замечая, как это сказано;
— сидят, ничего не делая, и наблюдают;
— не понимают, что происходит вокруг;
— не слишком опытны в межличностной коммуникации;
— на их лицах почти ничего не отражается.
Как помочь:
— Используйте отсоединение, например, усомнитесь «Не знаю, сможете ли вы использовать это»; они ответят, что смогут;
— Воспользуйтесь собственным опытом, чтобы показать, насколько все новое.
Метапрограмма: Степень обобщения – общее / частное.
Эта программа связана с тем, как обучающиеся воспринимают информацию: предпочитают ли они картину с общим планом или им необходимы детали. Обычно обучающиеся легко переключаются с одного на другое. Необходимо установить, как это влияет на них.
Это также является основной техники создания общей картины / детализации.
Общее.
Общая картина. Обучающиеся, которые предпочитают крупные блоки информации, стремятся получать ее в виде общей картины, любят идеи и концепции. Они воспринимают материал сразу, а не поэтапно, не интересуются деталями. Им все быстро надоедает. Им могут, не нравится (или не удаваться) выполнять отдельные действия.
Как их определить:
— просят дать общую картину;
— любят обсуждать концепции и идеи;
— перескакивают с одной мысли на другую, не обмывая их всесторонне;
— употребляют простые предложения;
— демонстрируют, что их утомляют подробности, и могут попросить тренера двигаться дальше.
Как им помочь:
— прежде всего, представьте общую картину и сделайте обзор;
— не начинайте с подробностей;
— следите, чтобы они не скучали;
— используйте на тренинге разнообразные техники / материалы;
— используйте такие слова, как «идеи», «концепции», «структура», «вообще»;
— будьте готовы к тому, что они перескакивают с одного на другое, и реагируют соответственно.
Частное.
Общая картина. Эти обучающиеся предпочитают, чтобы информация и материалы были разбиты на отдельные, очевидные шаги. Они могут сделать выводы, только если доступны все данные. Им необходимы четкие инструкции и большое число реальных, убедительных примеров. Иногда им трудно выбрать, какой из освоенных на тренинге примеров использовать.
Как их определить:
— говорят или спрашивают о деталях;
— если сбиваются при ответе на вопрос, то начинают сначала или с того места, на котором остановились;
— мыслят в понятиях «здесь-и-сейчас», не видят конечного результата;
— используют много прилагательных и наречий.
Как им помочь:
— подробно рассказать им, как можно использовать материал;
— не делайте слишком много обобщений;
— используйте такие слова, как «детали», «последствия», «точно», «программа», «план»;
— попросите их пересказать вам своими словами, что они изучили;
— предложите им составить план обучения.
Метапрограмма: Оценка – внутренняя / внешняя.
Эта метапрограмма связана с тем, как обучающиеся оценивают реакцию на собственные действия. Как они контролируют себя – делают выводы, оценивают, уличают во лжи – со стороны или изнутри? Метапрограмма также отражает источник личной мотивации и ценностей.
Эту метапрограмму иногда можно перепутать с метапрограммой «сам/другие», в отличие, от которой она показывает, откуда исходит оценка уровня ответственности человека.
Внутренняя.
Общая картина. Обучающиеся, использующиеся этот паттерн, на основе эмоций проверяют, хорошо ли идут занятия. Это означает, что они не будут воспринимать негативные замечания, если что они не будут воспринимать негативные замечания, если им самим все нравится, и станут расспрашивать того, кто недоволен. Собрав информацию, они самостоятельно делают выводы. Поскольку они все проверяют сами, то воспринимают сами, то воспринимают указания как информацию и относятся к ним соответствующим образом. Кроме того, они ясно представляют себе собственные правила, убеждения и ценности.
Как их определить:
— говорят о том, в чем они убеждены что знают;
— не любят, когда другие рассуждают о пользе или эффективности тренинга;
— не дают на тренинге обратную связь другим;
— используют такие слова и фразы, как «я знаю», «по-моему, это так»;
— используют невыразительную мимику и жестикуляцию;
— при ответе излагают свою точку зрения;
— делают паузы, чтобы осмыслить сказанное.
Как им помочь:
— продемонстрируйте им, что материал соответствует их стандартам, ценностям и убеждениям;
— покажите им, что вы уважаете их точку зрения;
— покажите им, что вы не вынуждаете их, и они сами могут принимать решения;
— используйте такие фразы, как «попробуйте и решите сами», «есть информация к размышлению»;
— помогайте им прояснить мышление.
Внешняя.
Общая картина. Эти обучающиеся требуют обратной связи и информации от других людей и из внешних источников. Они склонны заимствовать правила, убеждения и ценности у других или попадать под их влияния. Их точка зрения и мотивация зависит от окружающих, и они оценивают тренинг на основе собственного мнения.
Как их определить:
— интересуются точкой зрения других;
— сравнивают свои взгляды и суждения с взглядами и суждениям других участников тренинга;
— следят за реакцию тренера и обучающихся;
— часто воспринимают как приказ;
— используют такие слова и фразы, как «говорят» или «всем известно»;
— ищут одобрения;
— нуждаются в похвале и поддержке.
Как им помочь:
— демонстрируйте им, что думает и делают остальные;
— больше хвалите их и представляйте их и предоставляйте как можно больше обратной связи;
— предложите им обсудить информацию с другими участниками тренинга;
— узнайте, кто пользуется у них авторитетом, и используйте это;
— используйте такие фразы, как «другие заметили, что…», «эксперты говорят, что..», «известно, что…», «считается, что…».
Метапрогграмма: Категории сортировки.
Эта программа немного отличается от других. Она охватывает несколько тем и указывает на важность для обучающего конкретной информации в связи с какими-либо воспоминания.
Классические категории, каковы:
— деятельность;
— информация;
— люди;
— место;
— вещи;
— время;
Установите рейтинг этих категорий можно с помощью ответов на вопросы. Например, вопросы «Почему вы выбрали этот праздник?» или «Чем вы увлекаетесь и почему?» позволяет выявить определенные приоритеты. На тренинге могут быть также полезны вопросы, касающиеся любимых тем, жизненного опита, возникающих проблем.
Деятельность.
Обучающиеся, сосредоточенные на деятельности, говорят о том, как они использовали или как можно использовать полученную информацию. Они обращают внимание на то, реально происходит; им быстро становится скучно и они стремятся действовать.
Информация.
Обучающиеся, сосредоточенные на информации, хотят знать все и иметь доступ к любой информации. Они проявляют интерес ко всему и часто хотят что-то сообщить тренеру или обменяться с ним информацией. Некоторые интересуется чем-то конкретным, например действиями, местом, людьми, вещами или временем.
Люди.
Таких обучающихся интересуют участников процесса или какой-то деятельности. Обсуждая пройденный курс, они будут, прежде всего говорить о людях, о том, кто из них что сказал или сделал и какой это произвело эффект. Их часто можно видеть беседующими с сокурсниками.
Место.
Для этих обучающихся большое значение имеет обстановка и место проведения тренинга. Они испытывают неудобство, если приходится, пересаживаются в ходе тренинга, и кладут свои вещи на определенное место.
Вещи.
Обучающиеся, сосредоточенны на вещах, придают большое значение наличию нужных инструментов или имущества. Это могут быть автомобиль, дом, оборудование, компьютер. Стоит провести, насколько они внимательны к людям, с которыми имеют дело; если они придают этому небольшое значение, то могут оказаться «в изоляции» от остальных участников тренинга.
Время.
Такие люди уделяют большое внимание тому, «когда» что-либо произошло и в какой последовательности. Они очень требовательны к датам и хронике событий. Сами живут по расписанию и хотят, чтобы другие были пунктуальны. При выполнении групповых заданий они стараются придерживаться плана.
Способ усвоения материала.
Каждому обучающемуся свойствен определенный способ усвоения материала. Тренер должен понимать, какие процессы при этом происходит.
Автоматический.
Обучающиеся основывают суждения на небольшом объеме материала или информации. Они делают выводы без долгих размышлений, и часто им трудно изменить свое решение.
Последовательный.
Процесс идет медленно, поскольку обучающиеся должны последовательно переоценить компоненты материала перед принятием решения, и затем переоценить всем вместе. Они будут часто возвращаться к вопросу, который понятен каждому, и обсуждать его много раз.
Многоразовый.
Обучающимся приходится неоднократно повторять пройденный материал, прежде чем они воспримут его. Они хотят, чтобы им еще и еще повторили объяснение, после чего снова обсуждают материал с другими учащимися.
Отстроченный.
Такие обучающиеся не любят, когда их торопят и заставляют воспринимать информацию слишком быстро. Новые понятия или конкретная информация должны «дойти» до них, чтобы они их усвоили.
|
Нет комментариев »
RSS
Добавить комментарий