Межличностная коммуникация

Так себеСреднеХорошоОтличноСупер! (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

коммуникацияЕсли мы рассмотрим любой разговор который мы вели с родителями, другом, начальником и т.д., то на первый взгляд он нам покажется всего лишь обменом реплик между двумя людьми. Но при пристальном рассмотрении — любой обмен фразами (даже самыми элементарными) процесс сложный и не такой однозначный, как может показаться на первый взгляд.
Любое общение начинается с того, что у одного из участников коммуникации появляется желание выразить какую-либо мысль или какое-либо чувство. Так возникает смысл посылаемого другому человеку сообщения.

Выражение этого смысла в виде сообщения называется кодированием сообщения. Кодирование – процесс сложный. Вспомним, например выражение: «Я все понимаю, но не знаю как это словами выразить» и т.п. Очень часто мы знаем, что хотим сказать, но выразить это бывает трудно. Этому сопутствуют так называемые коммуникативные шумы. Их источники многообразны.

Коммуникативные шумы.
Их источники:
* физический шумы (громкая музыка, какие-либо помехи и т.д.)
* плохое знание языка (например, при общении с иностранными партнерами);
* недостаток компетентности в обсуждаемой области (например, когда мы пытаемся объяснить;    механику, что не в порядке с нашим автомобилем, при этом не разбираясь в его внутреннем                 устройстве, или, на приеме у врача, когда отвечаем на вопрос «На что жалуетесь?»).

Культурологический шум (так, например, процесс общения имеет отчетливую окраску как национальной, так и профессиональной культуры (у представителей разных культур свои общепринятые правила и нормы взаимодействия деловых партнеров друг с другом (например, для представителей латиноамериканских стран сокращение психологической дистанции в процессе общения- знак взаимного расположения и доверия, а у североамериканского населения – показатель того, что партнер пытается оказать давление и манипулировать) (также важно знать и особенность организационной культуры – где-то допустимо использовать элементы неформального общения, в каких-то организациях это совершенно недопустимо (даже среди своих коллег) и т.п.)
А так же Ментальные фильтры и Эмоциональные фильтры.

Ментальные фильтры – заранее сформировавшиеся установки и убеждения. Например, если коллега предупредит вас, что вам предстоят переговоры с очень умным и жестким партнером, то, скорее всего, в ходе переговоров вы будете проявлять особую осторожность, подозревая подвох даже там, где его на самом деле нет, — это и есть действие ментального фильтра.

Эмоциональные фильтры – те эмоции, которые нами владели непосредственно перед началом общения (так, например, отрицательные эмоции заставляют нас смотреть на все происходящее через «темные очки», а положительные – сквозь «розовые».

Но кодирование – это только первый шаг. Наконец-то, мы находим нужные слова, для того, чтобы передать сообщение партнеру. Но и сам процесс передачи сообщения подвержен искажению – здесь могут появиться новые шумы (вспомните хотя бы треск в телефонной трубке или телефонное эхо; громкая музыка, плохая акустика в помещении и др.).

Предположим, сообщение в той или иной форме все же дошло до адресата. Теперь ему предстоит расшифровать – декодировать – принятие сообщение. При этом, адресат будет исходить из своего собственного жизненного и профессионального опыта, который может существенно отличаться от опыта отправителя сообщения. (см. рисунок)

Таким образом, смысл принятого сообщения НИКОГДА в точности не совпадает со смыслом посланного, однако сама степень этого несовпадения может варьироваться – от простого различия в нюансах и деталях в процессе коммуникации до полного искажения.

С точки зрения передачи информации коммуникация оказывается тем более эффективной, чем ближе по смыслу посланное и принятое сообщение. Так, например, в компьютерных технологиях – это единая знаковая система. И единственным препятствием может быть только технические неполадки.

Но, как мы уже убедились, когда в подобную систему взаимодействия вступают люди появляются барьеры совсем иного характера – психологические барьеры. Это и разные каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические), и ментальные карты, и разные типологические особенности партнеров по общению.
Поэтому, чтобы взаимодействие было эффективным мало владеть только (пусть даже искусно) предметом беседы и знать о чем говорить – необходимо обладать профессиональной компетентностью.

Огромную роль в процессе взаимодействия играет развитие навыков коммуникативной компетентности.
Составляющие коммуникативной компетентности личности:

1. Знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного);
2. Высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения своободно передавать и воспринимать информацию;
3. Понимание невербального языка общения;
4. Умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик;
5. Умение вести себя адекватно ситуации и управлять;
6. Умение воздействовать на собеседника (навыки аргументации и убеждений);
7. Способность правильно определить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера, и, в зависимости от этого, выбирать дальнейшую коммуникативную стратегию;
8. Способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности.

Смотрите также:

Комментировать

Нет комментариев »

RSS

Добавить комментарий

Психолог онлайн