Обратная связь – это сообщение обучаемым, о том, что из того, что они сделали, помогло достигнуть определенных стандартов, а что – наоборот помешало. Это помогает составить план предотвращения повторения ошибок и стимулирования прогресса. Если кто-то не достиг стандарта – это не повод для критики. Следует разобраться в причинах и понять, что человеку нужно сделать, чтобы достичь правильного выполнения задания. Таким образом, обучение и развитие может происходить через обратную связь.
Обратная связь – это подарок. Человек, который дарит обратную связь, должен радоваться этому, т.к. он дает шанс, получателю стать лучше.
Виды обратной связи.
Прямая обратная связь.
Например: тренер говорит обучаемому, что правильно в его знаниях, что – нет. Если человек что-то представляет себе неправильно, то лучше ему сказать об этом, чтобы в следующий раз не было путаницы.
Непрямая обратная связь.
Некоторые тренеры считают, что надо избегать прямых утверждений, так как люди всегда лучше учатся, если имеют возможность, находясь в учебной среде, выбирать сами, что запомнить, что – нет. И таким образом прямая обратная связь может вызывать ощущение зависимости от тренера, от которой бывает, не легко избавится после тренинга.
Непрямая обратная связь поступает многими другими способами: от тренера, из видео, от других людей, и обучающийся волен принять или не принять ее.
Сторонники непрямой обратной связи рекомендуют, чтобы обратная связь поступала скорее от других участников, чем от тренера, так как в этом случае обучаемому проще принять или не принять ее.
Критерии обратной связи.
1.Она должна быть сбалансированной.
Обучаемый должен почувствовать, что обратная связь помогает ему учиться. Если она будет слишком критичной, он может внутренне отвергнуть ее, если слишком хвалебной, то это может восприниматься, как опека, что тоже может вызвать некоторый негатив.
Обратная связь должна сочетать в себе выделение положительных и отрицательных моментов, каждый из которых представляет собой ценность для обучения. Похвала и критика должны быть смешаны так, чтобы обучаемый не мог предположить, что будет следующим и воспринимал с одинаковым вниманием.
2.Она должна быть конкретной.
Обратная связь – это не место для дискуссий сказал или не сказал обучаемый что-либо, сделал или не сделал. Тренер всегда должен обращаться к конкретному факту или действию. Для этого полезно вести записи и установить свою систему условных обозначений, которая это облегчит.
Избегайте обобщающих фраз типа: «вы всегда …», «вы склонны …»
Обратная связь касается того, что было сказано, сделано и как, но не почему. Догадки о чьих-то мотивах привносят атмосферу недоверия и враждебности. Если мы не уверены в чьих-то мотивах, то эта неопределенность сама по себе тоже является обратной связью и должна быть высказана.
3.Она должна иметь определенные цели.
4.Она должна быть адекватной.
На тренинге обучаемый знает, чему он учится. Если тренинг проходит по теме «умение слушать», то тренер должен дать обратную связь по поводу выражения лица обучаемого, но не должен затрагивать другой манеризм, не имеющий дело с умением слушать. В противном случае обратная связь может отвлечь обучаемого от того, на что он должен обращать внимание в первую очередь для достижения цели тренинга.
5.Она должна быть понятной.
Тренер должен использовать понятный для обучаемого язык без жаргона и не знакомых слов.
6.Она должна быть активной.
Обучаемый не должен оставаться пассивным слушателем. Он долен быть активно вовлечен в процесс изменения своего поведения для достижения определенных задач. именно для этого он обращается к опытному тренеру. Для того, чтобы сделать процесс обратной связи более активным, полезно сначала попросить самого обучаемого сделать комментарии по поводу своего поведения, знаний, навыков.
7.Она должна быть сравнимой.
Прогресс сделан, если обучаемый может сравнить то, как он выполнил упражнение со своими предыдущими попытками. Поэтому, если тренер на прошлой сессии критиковал умение обучаемого задавать открытые вопросы, то он обязательно должен показать, как изменился этот навык после сделанного упражнения. Важно то, что обычно это хорошая возможность для похвалы и стимулирования обучаемого к дальнейшим изменениям.
8.Она должна быть направлена на поведение.
Обратная связь концентрирует внимание на поведение, а не на личности как таковой. Нам следует говорить о том, что люди делают, а не о том, что мы о них думаем.
9.Она должна быть достаточной.
Выполняя упражнения, человек делает усилия, старается. Поэтому, если он получает лишь мимолетную обратную связь (особенно в случае долгожданного достижения), у него может возникнуть ощущение того, что его усилия остаются не замеченными, что может привести к демотивации.
10.Она должна быть иерархичной.
Обычно обучаемый может эффективно воспринять 3-4 критических замечания. Может случиться так, что тренер слишком поздно уделит внимание важному пункту. Поэтому пункты обратной связи должны располагаться строго в порядке важности: сначала более важные, затем менее важные.
|
Нет комментариев »
RSS
Добавить комментарий