Конфликт – источник стресса
В этой статье: ситуация конфликтного взаимодействия как источник стресса (социальная ситуация конфликта; конфликтоустойчивость как важная способность человека организовывать собственное поведение; роль навыков ассертивного поведения в конфликтной ситуации). Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, которая грозит человечеству в современных условиях. (К. Лоренс) Дополнительным источником стрессовых ситуаций являются конфликты, которые окружают нас в повседневной жизни. Правильное управление конфликтами не только снижает вероятность возникновения негативных эмоций и деструктивного внутреннего состояния, но и способствует повышению эффективности собственной деятельности (конструктивное разрешение конфликта может служить и источником развития). Неэффективность поведения большинства людей в конфликтных ситуациях чаще всего объясняется их неумением выбрать правильную стратегию поведения. Наши представления о конфликте и отношение к нему формируются в детстве под влиянием семьи и ее традиций и других элементов социального окружения. Набор стратегий поведения в конфликте можно представить в виде следующей схемы, одна ось которой отражает уровень настойчивости, а вторая – заботу об отношениях. Стратегии поведения в ситуации конфликтного взаимодействия предполагают: — Конфронтацию (прямое столкновение и использование силовых методов разрешения конфликтов). — Избежание – уход от борьбы, попытка представить ситуацию так, как будто конфликта вовсе нет. — Приспособление – признание поражения ради сохранения отношений (уступка). — Компромисс – обмен уступками для достижения приемлемого соглашения. — Сотрудничество – совместная работа сторон для обоюдного удовлетворения интересов. Иногда, для достижения своих целей человек, при недостатке объективных ресурсов, в конфликтной ситуации способен прибегнуть к т.н. косвенному давлению или манипуляции. Манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. Манипулятор побеждает не силой, а хитростью и выдержкой. Его задача — принудить человека сделать что-то нужное, но так, чтобы человеку казалось, что он сам решил это сделать, причем принял это решение не под угрозой наказания, а по своей доброй воле. Выбор той или иной стратегии поведения в конфликтной ситуации зависит как от личностных особенностей человека, от его глубинных установок, так и от наличия объективных ресурсов. Важной характеристикой личности человека, оказавшегося в ситуации конфликтного взаимодействия является конфликтоустойчивость. Она включает в себя несколько компонентов (о некоторых из них мы уже говорили). СОСТАВЛЯЮЩИЕ (КОМПОНЕНТЫ) КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ.
Особенно остро проявляется реакция человека на манипуляцию.
Как мы обычно реагируем на манипуляцию? Чувствуем себя «бычками, которого веду на бойню», тихо ненавидим себя за то, что соглашаемся с тем, с чем соглашаться не хотим, громко ненавим того, кто выдвигал манипулятивные аргументы. Для демонстрации можно выбрать человека из аудитории, сказать ему манипулятивную гадость. Например: «Девушка, вы такая очаровательная, особенно сегодня; думаю, у Вас здорово получится очаровать администрацию и попросить проектор, он мне очень нужен!» Смотрим на лицо, на реакцию. Что происходит с человеком? Что хочется этой девушке мне, сволочи такой, ответить? Итак, сначала – замешательство, ступор, транс. А потом – реакция, ведущая к конфликту! Именно потому, что самая естественная реакция – «дать в лоб» манипулятору либо сразу, либо после того, как Вы уже попались на его удочку. Эффективным же противостоянием манипулятивному воздействию называется так называемое Ассертивное поведение. Ассертивное поведение – это такое поведение, которое позволяет неагрессивно постоять за себя (не оправдание , не наезд, не агрессия). Это – уверенное позиция человека, который готов конструктивно защищать свои интересы. Этика уверенного поведения — уверенное поведение можно рассматривать как наименее затрагивающий интересы других людей способ коммуникаций, создающий возможности неагрессивного и социально компетентного самоутверждения. Так, например, в ситуации конструктивного отказа на необоснованную просьбу/требование или же упрек.
|
||||||||
Рубрики: Развитие личности
|
Здравствуйте! Было очень интересно ознакомиться с информацией! Сейчас про ассертивность не так много можно найти, как хотелось бы, к сожалению.
Не могли бы Вы поделиться используемые источники этой статьи? И какие книги наиболее четко могут помочь в изучении ассертивности, развитии навыков уверенного поведения?
24.10.2010 21:52
Здравструйте можно источники статьи
Спасиьо заранее
13.03.2017 23:43