Ораторское выступление

Так себеСреднеХорошоОтличноСупер! (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

ораторТренерское выступление как и выступление любого оратора состоит из трех компонент.

Визуальная компонента (неверабалика) →     Вербальная компонента (голос, темп речи, ораторские приемы) → Содержательная компонента (сценарий, цели, процесс).

Невербалика или невербальное общение с аудиторией имеет очень большое значение. Рассмотрим основные моменты невербального общения, которые ведут к успешному выступлению перед аудиторией.

Жестикуляция

Два гарвардских психолога, Налини Амбади и Роберт Розенталь, провели эксперимент, исследующий эффективность презентационных талантов преподавателей.

Предполагалось, что невербальные особенности поведения преподавателей, «язык тела» — позы, жестикуляция будут важными факторами, влияющими на оценку эффективности.

Для проверки этой гипотезы были использованы видеозаписи лекций гарвардских преподавателей (на экране виден только беззвучно жестикулирующий лектор) – 10-ти секундная запись выступления, 5-ти секундная и 2-х секундная.

Потрясением оказалось, что рейтинги клипов всех размеров были не только почти идентичными между собой, но и совпадали с реальными рейтингами у студентов, обучающихся у  этого преподавателя.

Было похоже, что люди очень быстро формируют мнение о тех, кого они видят, в течении первых 2-х секунд общения, причем это мнение мало связано (или вообще не связано) с тем, что говорит данный человек.

Лишь изредка можно создать событие, которое изменит мнение смотрящего на нас.

Мастерство  тренера  проявляется  в  усилении   воздействия   жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает  говорящего  и  вызывает  иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи,  необходимо отличать  бессмысленные,  механические  (встряхивание  головой,  поправление волос, одежды, верчение  ручки  и  др.).

Поза, жесты,  мимика —  принадлежность  индивидуального  стиля.  Этиэлементы  кинетической  системы  общения  действуют  на  зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании  информации,  поступающей  по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют  лучшему усвоению  высказанных  мыслей. По мнению психологов, речь на 30 % -40 % воспринимается зрительным путем.

В ораторском искусстве используются:

  • Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление  и  ускорение речи, место пауз.
  • Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение  руки, «отрубающая» фразу рука).
  • Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях,  когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.
  • Изобразительные наглядно  представляют   предмет,   показывают   его (например, винтовую лестницу).
  • Символические несут определенную информацию. К этой  группе  относятся жест категоричности  (сабельная  отмашка  кистью  правой  руки),  жест противопоставления (кисть руки исполняет в  воздухе  движение  «там  и здесь»), жест разъединения (ладони  раскрываются  в  разные  стороны), жест обобщения (овальное движение  двумя  руками  одновременно),  жест  объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

Мимика

Важнейшим оружием тренера является зрительный контакт с аудиторией. Когда от улыбки и доверительного взгляда  в глаза  зависит — примет или не примет Вас слушатель.

В первые минуты презентации пара – взгляд \ улыбка, часто намного важнее того, что Вы говорите.

Лицевая экспрессия – фокус внимания слушателя.

Улыбка – признак того, что человек Вам не безразличен, и Вы стремитесь наладить контакт.

Взгляд дает направление и позволяет объединять отдельных людей в группу, в аудиторную команду тренера. Оптимальным считается контакт глазами 5 –6 секунд с одним слушателем, и перевести взгляд дальше.

Техника контакта глазами в группах.

— при группе до 16 человек постарайтесь уделить внимание каждому, переводите взгляд как индивидуальное послание.

— при группе от 16 и выше слушающих лучше подразделить на сектора, и уделять внимание секторам попеременно.

Телодвижение

Тренер должен добиться ощущения устойчивости,  равновесия,  легкости, подвижности и естественности при ведении тренинга.

Вид  человека, который длительное время стоит неподвижно,  утомляет  слушателей.  Во  время длительного доклада опытный выступающий меняет позу.

Шаг  вперед в  нужный момент  усиливает  значимость  того   или   иного   места   речи,   помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, говорящий как бы дает  аудитории возможность «отдохнуть» и затем  переходит  к  другому  положению  речи.

Не следует все время расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

Движения – тоже инструмент, который должен полностью «поддерживать» смысл презентации.

Чаще всего при движении тренер продолжает смотреть на аудиторию, поддерживая визуальный контакт.

Например, «шаг за шагом мы реорганизуем наш клиентский пакет» и презентующий одновременно шагает. Движения отточенные и немного преувеличенные, «театральные».

В течение  всей презентации выступающему необходимо использовать все доступное пространство.

Но если высказываются центрообразующие мысли или объясняется концепция, следует занимать центральное положение в аудитории.

Движение полезно во время обсуждения или «внутреннего» аналитического диалога презентующего. У слушающих создается впечатление:

  • именно на их глазах рождается мысль
  • тренер говорит о чем-то важном для него, на уровне убеждений и смысло

Поза

Поза должна быть собранной и, тем не менее, свободной.

Излишняя напряженность в позе или неподвижность мешает создавать доверительную атмосферу. Аудитория остается настороже и критично воспринимает сообщение.

Смена позы также помогает привлечь интерес, акцентировать те или иные высказывания.

Существуют как презентации, ведущиеся стоя, так и «сидящие» презентации. В отдельных случаях, тренер может то ходить, то присесть во время презентации.

В сидячей позиции движения рук несколько сковываются. Часто используются позы «мыслителя» — сведенные ладони или пальцы, потирание подбородка и т.п.

Рекомендуется соблюдать следующую дистанцию между выступающим и аудиторией:

  • презентация небольшому кругу знакомых лиц в кабинете  — до 1 м;
  • презентация во время деловых переговоров – от 1 м  до 2-х м;
  • презентация перед обширной аудиторией в зале или конференц-кабинете – от 3 м и выше.

Смотрите также:

Комментировать

Нет комментариев »

RSS

Добавить комментарий

Психолог онлайн