Ораторское выступление
Тренерское выступление как и выступление любого оратора состоит из трех компонент. Визуальная компонента (неверабалика) → Вербальная компонента (голос, темп речи, ораторские приемы) → Содержательная компонента (сценарий, цели, процесс). Невербалика или невербальное общение с аудиторией имеет очень большое значение. Рассмотрим основные моменты невербального общения, которые ведут к успешному выступлению перед аудиторией. Жестикуляция
Два гарвардских психолога, Налини Амбади и Роберт Розенталь, провели эксперимент, исследующий эффективность презентационных талантов преподавателей. Предполагалось, что невербальные особенности поведения преподавателей, «язык тела» — позы, жестикуляция будут важными факторами, влияющими на оценку эффективности. Для проверки этой гипотезы были использованы видеозаписи лекций гарвардских преподавателей (на экране виден только беззвучно жестикулирующий лектор) – 10-ти секундная запись выступления, 5-ти секундная и 2-х секундная. Потрясением оказалось, что рейтинги клипов всех размеров были не только почти идентичными между собой, но и совпадали с реальными рейтингами у студентов, обучающихся у этого преподавателя. Было похоже, что люди очень быстро формируют мнение о тех, кого они видят, в течении первых 2-х секунд общения, причем это мнение мало связано (или вообще не связано) с тем, что говорит данный человек. Лишь изредка можно создать событие, которое изменит мнение смотрящего на нас. Мастерство тренера проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Поза, жесты, мимика — принадлежность индивидуального стиля. Этиэлементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 30 % -40 % воспринимается зрительным путем. В ораторском искусстве используются:
МимикаВажнейшим оружием тренера является зрительный контакт с аудиторией. Когда от улыбки и доверительного взгляда в глаза зависит — примет или не примет Вас слушатель. В первые минуты презентации пара – взгляд \ улыбка, часто намного важнее того, что Вы говорите. Лицевая экспрессия – фокус внимания слушателя. Улыбка – признак того, что человек Вам не безразличен, и Вы стремитесь наладить контакт. Взгляд дает направление и позволяет объединять отдельных людей в группу, в аудиторную команду тренера. Оптимальным считается контакт глазами 5 –6 секунд с одним слушателем, и перевести взгляд дальше. Техника контакта глазами в группах. — при группе до 16 человек постарайтесь уделить внимание каждому, переводите взгляд как индивидуальное послание. — при группе от 16 и выше слушающих лучше подразделить на сектора, и уделять внимание секторам попеременно. Телодвижение Тренер должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности при ведении тренинга. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, говорящий как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует все время расхаживать, двигаться в стороны во время выступления. Движения – тоже инструмент, который должен полностью «поддерживать» смысл презентации. Чаще всего при движении тренер продолжает смотреть на аудиторию, поддерживая визуальный контакт. Например, «шаг за шагом мы реорганизуем наш клиентский пакет» и презентующий одновременно шагает. Движения отточенные и немного преувеличенные, «театральные». В течение всей презентации выступающему необходимо использовать все доступное пространство. Но если высказываются центрообразующие мысли или объясняется концепция, следует занимать центральное положение в аудитории. Движение полезно во время обсуждения или «внутреннего» аналитического диалога презентующего. У слушающих создается впечатление:
Поза Поза должна быть собранной и, тем не менее, свободной. Излишняя напряженность в позе или неподвижность мешает создавать доверительную атмосферу. Аудитория остается настороже и критично воспринимает сообщение. Смена позы также помогает привлечь интерес, акцентировать те или иные высказывания. Существуют как презентации, ведущиеся стоя, так и «сидящие» презентации. В отдельных случаях, тренер может то ходить, то присесть во время презентации. В сидячей позиции движения рук несколько сковываются. Часто используются позы «мыслителя» — сведенные ладони или пальцы, потирание подбородка и т.п. Рекомендуется соблюдать следующую дистанцию между выступающим и аудиторией:
|
||
Смотрите также: |
||
Рубрики: Для тренера
|
Нет комментариев »
RSS
Добавить комментарий