Обратная связь:
- Должна быть описательной, а не оценочной. Когда мы просто описываем реакции человека, он свободен использовать эту информацию так, как ему нужно. Избегая оценочных категорий, мы редуцируем стремление человека защищаться.
- Должна быть не обобщенной, а конкретной. То есть она должна иметь отношение к конкретному частному проявлению участника, а не к поведению в целом. Сказать, что кто-то был «доминантным» вероятно не так полезно, как сказать: «в тот момент, когда мы обсуждали эту проблему, мне показалось, что ты не слушаешь, что говорят другие, и я почувствовал, что оказываешь давление или атакуешь».
- Должна брать в расчет или учитывать потребности как того, кто получает, так и того, кто дает обратную связь. Обратная связь может быть разрушительной, если она служит только вашим нуждам и не учитывает потребностей человека, который ее получает.
- Должна быть направлена на поведение, которое получающий обратную связь человек может изменить. Если обратная связь касается дефекта, который получатель не может контролировать и реально изменить, фрустрация может только увеличиться.
- Должна быть привлекательной, а не отталкивающей. Обратная связь наиболее полезна тогда, когда получатель сформулировал вопросы, на которые наблюдение может дать ответ.
- Должна быть своевременной. Вообще обратная связь наиболее полезна сразу же после того действия или поведения, по поводу которого дается эта обратная связь (в зависимости, конечно, от готовности человека услышать ее, поддержки других людей).
- Должна быть проверена, чтобы не было сомнений, что сообщение понято правильно. Один из способов сделать это заключается в том, чтобы получатель перефразировал полученную обратную связь, тогда становится ясно, соответствует ли то, что услышал получатель тому, что имел в виду дающий.
- Должна реализовываться в контексте группы. Когда обратная связь дается в тренинговой группе, и дающий и получающий могут сверить с другими членами группы точность обратной связи, является ли данное наблюдение впечатлением одного человека или его разделяют другие.
Как давать обратную связь:
- Скажите несколько слов о себе
- Начинайте свои предложения с местоимения «Я»
- Сначала называйте положительные стороны
- Проявите понимание
- Опишите конкретные моменты, в которых Вам что-то не нравится. Избегайте обобщений
- Не судите
- Постарайтесь дать советы, рекомендующие конкретные стили поведения
Как получать обратную связь:
- Воспринимайте обратную связь как предложение, а не как атаку
- Скажите, по поводу какого именно действия/ элемента Вы хотите получить связь
- Спокойно выслушайте. Не прерывайте говорящего.
- Не защищайтесь
- Не комментируйте сказанное
- Поблагодарите за обратную связь
|
Отличная статья, никакой воды, ничего лишнего, все по существу вопроса. Кратко, четко, лаконично. И информативно.
04.06.2010 00:52