Техники эффективного слушания
О том, что нужно уметь слушать сказано много. Особенно ценным собеседником считается именно тот, который умеет слушать. Так как же правильно слушать? Каковы условия эффективного слушания?
Не позволяйте собой манипулировать. Но важно не только внимательно слушать, но и показывать это. Показать, что вы слушаете собеседника, можно несколькими способами. Существует два вида слушания — нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством. При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: «Да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д. Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным. Пример. Участников одного эксперимента попросили записать на магнитофон свою речь на любую тему. За это им предложили оплату, которая зависела от времени, в течение которого длится речь. Некоторые участники проговорили несколько дней подряд. Почувствовав себя лучше, так как некоторым из них впервые представилась возможность выговориться, многие отказались от оплаты и решили, что магнитофон лучше всякого собеседника. Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для не дискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации. Рефлексивное слушание (рефлексия) — вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника — «сверку» того, что вы поняли из его речи с тем, что он хотел вам сообщить в действительности. Рефлексивное слушание предполагает использование следующих приемов поддержки собеседника: Выяснение, уточнение: Парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли: Отражение чувств: Резюмирование: Все эти техники позволяют нам услышать нашего собеседника и показать ему это. |
Рубрики: Общение
|
Здорово….)) Все доступно и понятно. Спасибо…
27.09.2010 12:45
очень хорошая статья,а то у меня завтра психолого-педагогические факторы в управлении,а препод ппц просто…..ко всему придерается,а тут и не прикопаешься))))))))))хорошая статья
20.12.2010 09:36